Главная страница ДОРПРОФСОЖ ЮУЖД
О ДОРПРОФЖЕЛ ЮУЖД
  • Главная страница ДОРПРОФСОЖ ЮУЖД
  • Карта сайта
  • Контакты
Погода в г. Челябинск
Другие города  Подробнее...
Посетителей всего: 968338 Сегодня: 176 Он-лайн: 2
Поиск
ЭПБ ЭПБ_Старый Спортлэнд 2018 X Спорт поколений Хоккей 2016 1 мая 2015г Велопробег_1
2024 года 21 ноября

Проверка на прочность

2020 год для профсоюзной организации Южно-Уральской железной дороги изначально не обещал быть лёгким: наряду с обычной работой по защите прав трудящихся добавилась работа по проведению отчётной и выборной кампании. А когда к этому всему прибавились ещё и ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, стало ясно, что работать придётся в максимально напряжённых условиях.

Интервью с Андреем Бабинцевым, председателем Дорпрофжел ЮУЖД

– Андрей Николаевич, что было самым важным в уходящем 2020 году?

– Важно для нас было подвести и осмыслить итоги своей работы за прошедшие пять лет. Работа за этот период была проведена профсоюзом немаленькая, и нам было необходимо понять, как её оценивают в коллективах. И было приятно узнать, что члены профсоюза положительно оценили работу всех комитетов профсоюза за истекший период. Высокий процент профсоюзного членства говорит о том, что нам доверяют. 97,4% работников дороги являются членами профсоюза, а это ни много ни мало – свыше 63 тысяч человек.

Несмотря на пандемию, отчётно-выборная работа была проведена на высоком уровне. Отчёты и выборы в профсоюзных организациях прошли дистанционно в режиме видеоконференций с обеспечением участникам возможности двухсторонней связи. Всё прошло без нарушения сроков, организованно и с высокой активностью членов профсоюза. 

Собрания (конференции) состоялись в 1771 проф-группе, 122 цеховых профсоюзных организациях и 179 профсоюзных организациях. 38 председателей первичной профсоюзной организации, а это 21,3%, были избраны в первый раз. Замечу, что большую активность проявила молодёжь. На должность председателей ППО избрано 38 молодых работников в возрасте до 35 лет. Так что кадровый потенциал у нас большой. Завершилась отчётно-выборная кампания 1 декабря отчётно-выборной конференцией Дорпрофжел. 

– Профсоюз работает с людьми. Коронавирус встречаться с людьми не даёт. Насколько эффективно была построена работа профсоюза в пандемию?

– Конечно, профсоюзу так же, как и всей железнодорожной отрасли, пришлось перестраивать свою работу. С началом действия режима самоизоляции мы поставили себе задачу – работать с членами профсоюза в режиме «нон-стоп 24/7», ведь речь шла об их здоровье и безопасности. Если раньше обращения поступали в рабочее время на личном приёме или по рабочему телефону, а также на служебную электронную почту, то при работе в удалённом режиме обращения идут в любое время суток на сотовые телефоны, активно используются мессенджеры и социальные сети. Профсоюз стал не просто доступнее для работников – возросла адресность взаимодействия. С первых дней пандемии под контролем председателей первичных профсоюзных организаций находились вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и дезинфекции, состояния и качества уборки производственных и санитарно-бытовых помещений,  уровня заработной платы, соблюдения прав и гарантий работников в связи с переходом на неполный режим, при оформлении отпусков без сохранения заработной платы. 

Участие представителей профсоюза в проводимых оперативных штабах и совместных профилактических мероприятиях позволило сократить время принятия решений в наиболее важных для работников ситуациях практически до 24 часов. 

– Изменился ли подход к организации правозащитной работы в 2020 году?

– Поддержка и контроль профсоюза были особенно важны для работников в период введения новых форм организации труда – удалённой работы. Начало пандемии выявило плюсы и минусы работы в таком режиме. С одной стороны, каждый работник на практике мог решить, подходит ли ему подобный формат. С другой – руководителям пришлось не просто оценивать эффективность удалённой работы, но и учиться управлять сотрудниками на расстоянии. К сожалению, в этой ситуации не все быстро сориентировались. Соблюдение баланса интересов работников и руководителей – главное условие работы на удалённом режиме. Это возможно только при дифференцированном подходе к определению рабочих мест и конкретных сотрудников, для которых будет установлен удалённый или гибкий режим труда. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого и специфику производственного процесса на рабочих местах. Кроме того, для эффективности применения указанных режимов нужно сформировать чёткие алгоритмы взаимодействия и контроля – определить понятные «правила игры».

Хочу отметить, что в этот непростой период нам удалось укрепить взаимодействие между блоком управления трудовыми ресурсами и правовой инспекцией труда Дорпрофжел. Благодаря совместной работе количество выявляемых нарушений снижается из года в год. Сегодня замечания правовой инспекции воспринимаются как помощь работодателю, а меры по восстановлению нарушенных прав принимаются незамедлительно. Добровольное устранение нарушений ещё на стадии проверки исключает необходимость внесения представлений в адрес организации. 

Хочу подчеркнуть, что с учётом внесенных Федеральным законом РФ от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ изменений в Трудовой кодекс РФ с 1 января 2021 г. дистанционный режим работы может быть установлен по инициативе работодателя независимо от желания работника. Но такой перевод возможен только в исключительных случаях, а именно: катастрофы, аварии, наводнения, землетрясения, а также если соответствующее решение принял орган государственной власти или местного самоуправления. 

Особенности режимов рабочего времени и времени отдыха дистанционных работников, продолжительность и (или) периодичность выполнения работником трудовой функции дистанционно могут быть определены коллективным договором либо локальным нормативным актом, принятым с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Поэтому в следующем году профсоюзу предстоит участвовать на различных уровнях социального партнерства в разработке актов, регламентирующих условия труда дистанционных работников. 

– Один из важных аспектов работы профсоюза – это обеспечение достойных и безопасных условий труда. Есть ли успехи в этом направлении?

– Совместно с руководством дороги нам удалось добиться определённых результатов. Только в этом году по программе, разработанной по предложению профсоюза, в Южно-Уральскую дирекцию инфраструктуры поступило 23 модульных здания табельных и 48 модульных пунктов обогрева. По инициативе Дорпрофжел разработана и реализуется программа по улучшению санитарно-бытовых условий работников региональных дирекций по объектам балансовой принадлежности Южно-Уральской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений.

Мы инициировали проведение во всех дистанциях пути внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах операторов дефектоскопных тележек, которым по результатам предыдущей СОУТ был установлен допустимый класс 2. На сегодняшний день спецоценка проведена в большинстве дистанций и установлен класс 3.1, значит, работники вновь будут получать дополнительные выплаты за вредные условия труда в размере 4% к зарплате.
Всего же в течение года технической инспекцией труда профсоюза проведено 346 поверок, выявлено почти 2000 замечаний, основные из которых связаны с нарушениями санитарно-бытовых условий и обеспечения средствами индивидуальной защиты. По представлениям технических инспекторов труда проводился ремонт санитарно-бытовых помещений, подключение их к системам жизнеобеспечения, оборудование новых бытовых помещений, ремонт подкрановых путей на опасных производственных объектах и приведение автотранспорта для перевозки работников ПМС в соответствующее санитарно-техническое состояние. В 50 случаях выдавались требования о приостановке работ в случае угрозы жизни и здоровью работников.

– Какие шаги предпринимаются сегодня профсоюзом для улучшения ситуации с безопасностью движения?

–  Горьким уроком для всех нас стали крушения грузовых поездов на станции Мегет Восточно-Сибирской железной дороги и на станции Новки-1 Горьковской железной дороги. К сожалению, причиной трагедии стал человеческий фактор – халатность работников, непосредственно связанных с движением поездов. Поэтому своей первостепенной задачей мы считаем укрепление производственной и технологической дисциплины, создание в коллективах атмосферы нетерпимости к нарушителям. Совместно с профсоюзным активом мы проанализировали причины, которые толкают работников на нарушения, и направили ряд предложений по улучшению работы в хозяйстве автоматики и телемеханики в Роспрофжел.

Кроме того, в решении этого вопроса мы возлагаем особую роль на институт общественных инспекторов по безопасности движения – работников предприятий, безвозмездно несущих общественную нагрузку. Это наши первые помощники, которые проводят проверки непосредственно на рабочих местах. Важно уделять повышенное внимание вопросам обучения общественных инспекторов, вооружить их знаниями, которые они смогут применить на практике. В этом году совместно с Южно-Уральским центром профессиональных квалификаций мы разработали специальную программу, которая призвана повысить эффективность системы общественного контроля за безопасностью движения и позволит избежать рисков возникновения аварийных ситуаций и возможных человеческих жертв. Обучение уже прошли около 150 инспекторов. Продолжим эту работу и в следующем году.

– Сказалась ли пандемия на реализации социальных программ профсоюза?

–  К сожалению, часть программ нам пришлось отменить или перенести на следующий год. Тем не менее мы провели XI чемпионат ЮУЖД по хоккею с шайбой, традиционную легкоатлетическую эстафету и велопробег, посвященные 75-летию Великой Победы. Совместно с руководством магистрали профсоюз организовывал и принимал участие во многих социальных проектах, проведённых в онлайн-режиме. Это детский лагерь «Страна железных дорог», в котором приняли участие 546 детей работников дороги, корпоративный социальный проект для старшеклассников «Наша смена», фестиваль «Семейные ценности и традиции». Также в удалённом формате прошёл традиционный дорожный этап программы для работающей молодёжи «Школа молодого профсоюзного лидера».

– Андрей Николаевич, как вы в целом оцениваете уходящий год и чего ждёте от наступающего?

– 2020-й стал для всех серьёзной проверкой на слаженность действий, профессионализм и ответственность в работе. Несмотря на все трудности, хорошо выстроенная система социального партнёрства позволила руководству дороги и профсоюзу совместными усилиями оперативно реализовать целый комплекс мер, направленных на сохранение социально-экономической стабильности в коллективах. В следующем году нам предстоит решать общую задачу по урегулированию последствий пандемии, возвращению железнодорожников и членов Роспрофжел к привычному образу жизни и уровню социального благополучия.

Пусть наступающий 2021 год станет временем добрых перемен, реализации новых планов, профессиональных побед! От всей души желаю всем железнодорожникам, их семьям и ветеранам отрасли крепкого здоровья, семейного тепла и благополучия!
Татьяна Гончарова



Назад к списку статей